Думаю, что не найдется в мире человека, который не слышал бы про автомобили Porsche, кроме десятка затворников на дальней окраине Тайги. Связано это с тем, что производитель давно и основательно вписал себя в определенный круг элиты мирового автопрома. Именно поэтому все его новинки встречаются общественность с большим интересом, а линейки, вроде 911 и Boxter, давно стали символом своего класса и вошли в список желаний каждого взрослого ребенка. Вчера компания представила свой первый серийный электромобиль. Стоит ли Тесле начать паниковать? Не уверен. Давайте разбираться.
История Porsche
История компании началась в 1931 году. Именно тогда Фердинанд Порше основал компанию, которую очень витиевато назвал ”Dr. Ing. h. c. F. Porsche Aktiengesellschaft”. Основной завод и штаб-квартира компании находятся в Штутгарте, Германия.
До сих пор основным акционером компании является род Порше, а в 2010 году компания была признана самой высокодоходной компанией, занимающейся производством автомобилей. Во многом это стало возможно из-за того, что автомобили марки не на столько дорогие, чтобы быть эксклюзивными, но и не настолько дешевые, чтобы каждая единица приносила совсем небольшую прибыль.
Кроме того, автомобили этой марки являются самыми сбалансированными. Это не мои слова, а всемирное признание журналистов, блогеров и владельцев автомобилей Porsche. Мой опыт общения с этими автомобилями оставил только самые положительные впечатления. В первую очередь, именно из-за их сбалансированности. Они могут и по городу ездить, и по треку, и даже за городом чувствуют себя не так плохо, как многие другие.
Еще до того, как Фердинанд Порше начал выпускать автомобили под своим именем, он успел поработать над такими проектами как гоночный Auto Union и знаменитый Volkswagen Kafer, более известный, как ”Жук”. Уже позже были и легендарные 356-е, и забавные 914-е, и пижонские 944-е, и даже унесшие не одну жизнь купе Spider. У них не было дуги безопасности, и даже не самые сильные аварии редко заканчивались хорошо.
Больше всего людям известны, конечно же, такие модели, как 911, Boxter, 996, Carrera GT и, появившиеся относительно недавно (в масштабах истории компании), Cayenne и Panamera. При этом, в истории компании были почти все типы моторов, включая опозитные, рядные и V-образные. Теперь в ряду есть и электрические двигатели. Но, в истории компании это не первый опыт работы с электрической тягой.
В каких гонках участвовала Porsche
Несмотря на всю спортивность автомобилей Porsche, их нельзя назвать завсегдатаями автодромов. Любители и полупрофессионалы часто выкатывают свои заряженные 996-е на трассу в трек-дни, но это все не профессиональные соревнования.
Из серьезных гонок, кроме нескольких моноклассов, можно отметить Ле-Ман и даже Дакар. В Ле-Мане Porsche является рекордсменом по количеству побед в зачете конструкторов. На их счету 19 побед в категориях LMP1 и GT. Так не смогли даже непобедимые одно время Audi. В Дакаре результаты скромнее, но в 1984 году экипаж в составе Рене Метжа и Доминика Лемойна смог не просто финишировать в призах, но и занять верхнюю ступеньку подиума. Свою победу они одержали на специально подготовленной Porsche 911.
Даже в Формуле-1 на счету Porsche есть победы. Самым приятным периодом для компании можно считать середину 80-х, когда немцы разрабатывали двигатели для McLaren, который в то время взял два кубка конструкторов и три чемпионских титула. В составе команды в то время выступали легендарные Ален Прост, Айртон Сенна, Ники Лауда и Кеке Росберг, который, впрочем, не добился больших успехов с этой командой, хотя, на тот момент уже был чемпионом мира.
Porsche в Формуле-Е
В 2012 году у FIA (Международная Федерация Автоспорта) и группы энтузиастов появилась идея создания отдельного класса соревнований для электромобилей. Годом позже на автосалоне во Франкфурте был показан первый прототип машин для будущего чемпионата, а в сентябре 2014 года стартовал первый этап новой гоночной серии, получившей название Формула-Е.
Эту гоночную серию лично я уважаю хотя бы за то, что она изначально была создана как электрическая серия, и придерживается своего пути, а не пытается тянуться за другими направлениями, как современная Формула 1, которая пытается и на двух стульях усидеть, и рыбку съесть. Спорт, от которого все ждут суровых атмосферных моторов объемом 2,4-3 литра и борьбы на пределе, превращается в чемпионат экономок и последователей ”зеленых”. Вершина автоспорта — не место для экономии и веяний. Простите за лирическое отступление болельщика с большим стажем. Надо было высказаться.
Гоночная машина должна выигрывать гонку и разваливаться после пересечения линии финиша — Рон Денис о том, как в гонке должна выкладываться гоночная машина.
Над созданием машин работали многие известные бренды в автоспорте. Например, McLaren поручили разработку электронной начинки и двигателей, Williams взялись делать батареи, а Dallara занялась привычным делом — конструированием гоночных шасси.
На данный момент в чемпионате выступают многие известные гонщики, часть из которых даже прошла не один сезон в Формуле-1, а некоторые из них даже добились больших успехов. Например, Филипе Масса несколько секунд был чемпионом мира, пока Льюис Хэмилтон не совершил обгон за два поворота до финиша, и в итоге опередил бразильца на одно очко.
Среди прочих прославленных, и не очень, имен в чемпионате Формула-Е можно назвать Лукаса Ди Грасси, Жана Эрика Верня, Сэма Берда, Брендона Хартли, Стофеля Вандорна, Себястьяна Буэми и многих других. Хотя, добавлю ложку дегтя… Переоценивать чемпионат не стоит, так как некоторые из пилотов, участвующих в серии, только в прошлом были на вершине. Сейчас часть из них смело можно назвать ”сбитыми летчиками”, доезжающими свой век. Тем не менее, некоторые из них именно в этой серии смогли очень хорошо раскрыться.
Гонки серии проводятся в разных странах по улицам городов. Одно время был даже этап в Москве, рядом с Кремлем. Сейчас мы вспомнили эту гоночную серию из-за того, что с грядущего сезона, первая гонка которого состоится 22 ноября, в нем будет принимать участие команда Porsche.
Представлять ее будут Нил Ян и Андре Лоттерер, которые уже работали вместе с гибридными Porsche в 2017 году. Команда, в свою очередь, заняла логичное место среди других автопроизводителей, в числе которых есть Audi, BMW и Jaguar. Вряд ли им светят большие победы в дебютном сезоне, но об этом говорить пока рано, а вот о представленном вчера Porsche Taycan поговорить время пришло. Особенно после столь долгого вступления.
Обзор Porsche Taycan
Мы не занимаемся обзорами автомобилей, но очень их любим, поэтому просто поговорим о них. В частности, сегодня поговорим о Porsche Taycan, к которому я так долго подводил.
Перефразировав известную поговорку, можно сказать, что плох тот автопроизводитель, который не мечтает стать лидером в своем сегменте. Для этого нужно оказаться первым там, куда движется все направление их бизнеса.
Не надо бежать туда где находится шайба, надо бежать туда, где она будет! — Стив Джобс
В свое время не было никакого сомнения в том, что гибридные автомобили — это временная мера, которая была вызвана необходимость перемен и перехода на полностью электрические автомобили. Те машины помогли отработать многие моменты и приблизить действительно электрическую эру. Это направление и является тем местом, где ”будет шайба”. Пока на этом поле доминирует Tesla, но Audi со своим e-trone, а теперь и Porsche, пытаются навязать борьбу, пока они отстали не очень сильно.
Несомненным плюсом этих производителей является почти бездонный бюджет, которым не может похвастаться Tesla. Осталось только отыграть время. Вчерашний шаг направлен именно на это.
Представленный Porsche Taycan имеет характерный для моделей этого бренда вид. Компания не стала уходить от него и сделала машину узнаваемой, но современной. На презентации свою роль даже сыграл Марк Вебер (бывший пилот RedBull в Формуле-1), который вел мероприятие из студии и рассказывал о всех важных моментах. Сама презентация проходила одновременно в Канаде, Германии и Китае. Это должно было символизировать три возобновляемых источника энергии — воду, ветер и солнце.
Из основных характеристик новинки можно отметить мощность, которая составляет 761 лошадиную силу и обеспечивает максималку на уровне 260 км/ч и разгон до стотни за 2,8 секунды. Крутящий момент, при этом, составляет 1050 Нм, а запас хода 450 км, что не так много, но об этом чуть позже.
Новинка уже успела пройти круг про Северной петле Нюрбургринга с результатом 7 минут 42 секунды. Для сравнения, рекорд трассы принадлежит прототипу Porsche 919 Hibrid Evo, на котором Тимо Бернхард, гонщик WEC, проехал круг за 5 минут 20 секунд.
Новинка оснащена полностью светодиодной оптикой как спереди, так и сзади. Морда, по традиции для электромобилей, имеет минимальное количество отверстий, так как охлаждать требуется существенно меньше элементов, чем в автомобиле с ДВС. Тут есть только небольшие бумеранговидные вырезы по бокам для охлаждения тормозов.
Сами тормоза керамические с системой рекуперации энергии, а вокруг них находятся 20-дюймовые диски с особым дизайном для лучшей аэродинамики.
По салону можно отметить наличие четырех дисплеев (один на приборной панели, два на центральной консоли и один над бардачком для пассажира). Это единственный приятный момент для пассажиров. Как отметили журналисты, места для сидящих сзади очень мало. Но другого было ожидать нелогично.
Porsche Taycan лучше Tesla?
После презентации многие сразу заговорили о том, что у Tesla появился серьезный конкурент. Теперь дела компании должны пойти хуже и ее ждет очень много пессимистичных прогнозов от мировых автожурналистов и блогеров. На деле, я не думаю, что это будет именно так, и на это есть целый ряд причин.
Среди основных можно отметить то, что Porsche, хоть и имеет огромный опыт в автомобилестроении, но у нее нет такого большого опыта в этом новом для нее направлении. Это существенный минус, так как детище Илона Маска уже собаку съело на электромобилях.
Тем более, Формула-E, про которую я рассказывал выше, должна начать приносить плоды только через год-два, когда инженеры смогут набрать достаточное количество данных. Учитывая, что Audi уже участвует в этом чемпионате и у нее тоже есть гибриды, но e-trone пока так толком и не появился, можно сделать вывод, что электромобиль сделать сложно, даже имея наработки. Есть большая вероятность, что с ходу у Porsche может не получиться и через некоторое время оптимизма у них поубавится.
Пока не очень понятно, как быть с зарядкой Porsche Taycan. С одной стороны, проблем быть не должно, но Tesla давно развивает сеть своих станций Super Charge. Они позволяют зарядить автомобиль до 100 процентов за полчаса. Это не на много дольше, чем заправка автомобиля бензином. При ней тоже надо дойти, оплатить, подождать и так далее. А если отойти попить кофе и, простите, сходить в туалет, Tesla почти полностью зарядится и проедет еще не одну сотню километров.
Кстати, о максимальном пробеге. У Tesla Model S он достигает 632 км. Понятно, что это в идеальных условиях, но аналогичная цифра для Porsche Taycan составляет всего 450 км. Маловато, не так ли? На фоне этого можно еще раз вспомнить про скорость зарядки и станет очень грустно за Porsche.
Новость в тему: Tesla показала новый ИИ-чип для самоуправляемых авто. И он в 21 раз быстрее конкурентов
Да, Tesla Model S не будет такой мощной (518 л.с. против 761 л.с. у Porsche Taycan), разгон будет хороший, но не на столько (3,8 сек против 2,8), но этого всего достаточно. Для электромобиля важнее пробег и время зарядки. Тут у Tesla все хорошо. Особенно хорошо все на фоне цены, которая для Porsche Taycan составляет 227 тысяч долларов, а для Tesla Model S p100d доходит максимум до 140 тысяч долларов.
А еще у Tesla есть автопилот, который уже успешно работает, хоть иногда и приводит к трагическим сбоям. Где-то даже была статистика, что количество ДТП с участием Tesla в режиме автопилота ниже количества ДТП среди автомобилей, которые управляются вручную. Так что, не все так плохо.
Если Porsche Taycan сможет показать хорошие результаты, мы будем только рады, ведь от конкуренции индустрия и потенциальные покупатели только выигрывают, но пока все выглядит не так радужно. Особенно на фоне того, что Tesla Model S является большим полноценным комфортным автомобилем, а Porsche Taycan попытался сделать спорткар, но пойти на компромис массового рынка. Им пришлось предложить автомобиль с двумя рядами сидений, иначе инвестиция была бы слишком рискованной. Так они их смогут продать побольше.
Сколько заряжается электомобиль через Super Supercharger
Выше уже было сказано, что TESLA может заряжаться очень быстро на специализированных зарядных станциях. Такие встречаются все чаще, и называются TESLA Supercharger, а в начале этого года были запущены еще и TESLA Supercharger V3. Это третье поколение зарядных станций, которое позволяет наполнить аккумулятор TESLA в два раза быстрее, чем второе поколение. Для достижения такого эффекта, выходная мощность тока была поднята со 120 КВт до 145 КВт. Для борьбы с выделяющимся теплом, было применено жидкостное охлаждение важных компонентов.
Кроме этого, новая зарядная станция работает бесплатно и может заряжать автомобили не распределяя энергию между ними, а заряжая каждую подключенную TESLA максимально быстро. Porsche и AUDI пока не могут предложить такого, а домашняя зарядка выглядит очень сомнительным способом, так как требует подключения автомобиля на срок до восьми часов. Иногда, если сеть не справляется, надо даже тянуть в дом отдельное подключение. За это время Tesla можно зарядить, проехать 600 километров, и снова зарядить. Выходит, Porsche подходит только для «кружим-кружим по району»? Выходит так…
Для оптимизации процесса зарядки также существует функция On-Route Battery Warmup. Благодаря ей батарея, при приближении автомобиля к зарядной станции, подогревается до оптимальной температуры. Это позволяет еще на 25 процентов сократить время зарядки автомобиля. Фантастика да и только.
Чем Porsche Taycan лучше обычного Porsche
Как обычно, нельзя уйти от сравнения электрического автомобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В случае со вторым мы имеем массу преимуществ, от быстрой заправки до большей автономности.
Зато, несомненным преимуществом любого электрического автомобиля будет простота эксплуатации и обслуживания за счет отсутствия многих узлов. Также ”электрички” обладают лучшей аэродинамикой, так как нет необходимости большого количества отверстий для охлаждения.
На данном этапе по характеристикам сложно выделить явного лидера. И у тех, и у других автомобилей есть определенные преимущества, но есть одно ”но”, которое лично меня очень расстраивает в целом, если говорить о направлении развития автомобилестроения.
Почему я не люблю электромобили
Мы уже видим, что автомобили с электрическими двигателями в целом близки между собой. Даже новички на рынке предлагают относительно схожие характеристики. Скорее всего, дальше преимущество будет только сокращаться. В итоге, мы получим картину, при которой производители превратятся из конструкторов в ателье. Они будут только предлагать дизайн и различные ”плюшки” в салоне.
В остальном машины почти перестанут отличаться. Пропадут преимущества КПП, особенности двигателей и многое другое. Это очень грустно, хоть и неизбежно. Сейчас производители почти перестали выпускать автомобили с механической КПП, которую я очень люблю, но был вынужден купить машину ”на автомате”. Аналогичная ситуация будет и с электромобилями. По мере роста количества таких машин будет все меньше заправок, все меньше бензина и это направление загнется. Для нас, олдскульщиков, это не очень хорошо, но для экологии хорошо. Что ж… Пожелаем удачи ребятам из Porsche и других компаний, работающих в этом направлении.