Мы уже писали о крутых и быстрых электромобилях. Например, о премьере нового Porsche Taycan, представленного меньше месяца назад, или о том, как Tesla Model S уделала его на Северной петле. Но электромобили уже давно перестали быть просто средством передвижения. Теперь они соревнуются не только в расстоянии, которое могут преодолеть на одном заряде, но и в скорости. Представляете, есть электрический автомобиль, за который с вас возьмут 100 000 000 рублей и не отдадут его вам. Может быть именно это вызвало такое сильное удивление Ричарда Хаммонда?
Большинство людей, небезразличных к автомобилям, с большим скепсисом относятся к творениям китайского автопрома. Да, наши китайские друзья научились делать недорогие, но красивые автомобили, у которых есть много конструктивных недочетов. За последнее время они сильно прибавили в этом деле, поэтому нет сомнений, что рано или поздно их автомобили станут еще лучше.
Тем не менее, уже сейчас есть один китайский автомобиль, за который совсем не стыдно. Называется он Nio EP9 и представляет из себя что-то просто нереальное. Даже знаменитый Ричард Хаммонд, один из ведущих автомобильного шоу The Grand Tour, который до этого вел легендарный The Top Gear, сказал, что от этой машины можно навалить в штаны. Он знает, о чем говорит, так как уже разбивал пару лет назад электромобиль Rimac Concept One. Эта авария для него была не первой. Например, из серьезных инцидентов можно вспомнить, как во время испытаний драгстера в сентябре 2016 года на скорости около 400 км/ч что-то пошло не так и испытания закончились серьезной аварией.
Команда в Формуле Е
Возможно, вы знаете о существовании чемпионата, в котором соревнуются исключительно электрические автомобили. Началось все в 2012 году, когда у FIA (Международная Федерация Автоспорта) и группы энтузиастов появилась идея создания отдельного класса соревнований для электромобилей. Уже через год во Франкфурте был показан первый прототип машины для нового чемпионата.
Первая гонка прошла в сентябре 2014 года, а серия получила название Формула-Е. Я не очень разделяю идею этого чемпионата, но уважаю его за честность. Он изначально был создан как электрическая серия и придерживается своего пути, а не пытается тянуться за другими направлениями, как современная Формула 1, которая пытается угодить и зрителям, и экологам.
Над созданием машин работали многие известные бренды в автоспорте. Например, McLaren поручили разработку электронной начинки и двигателей, Williams взялись делать батареи, а Dallara занялась привычным делом — конструированием гоночных шасси. Электрические автомобили Формула E борются за E-Prix — именно так называется главный приз в этой дисциплине.
На данный момент в чемпионате выступают многие известные гонщики, часть из которых даже прошла не один сезон в Формуле-1. Например, Филипе Масса, который несколько секунд был чемпионом мира, пока Льюис Хэмилтон не совершил обгон за два поворота до финиша и в итоге опередил бразильца на одно очко. Среди прочих прославленных, и не очень, имен в чемпионате Формула-Е можно назвать Лукаса Ди Грасси, Жана Эрика Верня, Сэма Берда, Брендона Хартли, Стофеля Вандорна, Себястьяна Буэми и многих других. Правда, некоторые из пилотов, участвующих в серии, только в прошлом были на вершине. Сейчас часть из них смело можно назвать ”сбитыми летчиками”, доезжающими свой век. Тем не менее, некоторые из них именно в этой серии смогли очень хорошо раскрыться.
Гонки серии проводятся в разных странах по улицам городов. Одно время был даже этап в Москве рядом с Кремлем. Именно в этом чемпионате представлена команда Nio, которая выставляет свою машину. Ее цвета защищают Оливер Турве и Чин Хуа на машине Nio 333. Правда, больших успехов она пока не добилась, но опыта, полученного на трассе, все равно достаточно для того, чтобы создать крутой электрокар.
Самый быстрый электрокар
Наверное, Nio EP9 действительно можно назвать самым странным автомобилем, так как он будет принадлежать своему хозяину только условно. То есть, заплатив за него, вы станете его собственником, но не сможете поставить его у себя в гараже. Вам его просто не отдадут. Вместо этого по первому требованию вам доставят его на трассу, где команда механиков подготовит его для заезда. Вы покатаетесь, после чего его увезут, и он будет ждать следующего раза. Аналогичным путем пошли ребята из Ferrari со своим FXX. Его тоже выдают только на трассе, после чего увозят. Если что, мойка входит в стоимость.
До недавнего времени Nio EP9 был обладателем рекорда круга на Нюрбургринге с результатом 6:45.90. Пару месяцев назад этот рекорд был побит прототипом Volkswagen ID.R, проехавшим Северную петлю за 6:05.33. Учитывая, что длина круга составляет почти 21 километр, можно сказать, что это чертовски быстро.
Из основных характеристик Nio EP9 можно отметить мощность 1341 л.с., разгоняющую машину до сотни всего за 2,7 секунды, а до двух сотен, так же с места, за 7 секунд. За это время подавляющее большинство обычных дорожных машин не наберет даже первую сотню.
Не менее интересным является и способ ”заправки” автомобиля. Для полной зарядки батарей нужно всего 45 минут, но хочется ли ждать, когда ты столько заплатил и выбрался на трек? Тут на помощь и придут механики, которые заменят две батареи, каждая из которых весит 317 килограмм. Без специального оборудования никак.
Плюсы электрических автомобилей
Я часто спорю с теми, кто говорит, что за электрическими спортивными автомобилями будущее. Лично я пока к этому не готов. Я начал увлекаться автоспортом, когда в Формуле 1 еще были 12-цилиндровые монстры, которые не ревели и не рычали, а истерили. Их было слышно издалека, а на трибуне во время старта нельзя было находиться без хоть какой-нибудь защиты ушей.
Я считаю, что пока время перехода на электричество во всем и везде еще не пришло. Хотя, осталось не так долго. Автопроизводители уже перестали серьезно вкладываться в доработку двигателей внутреннего сгорания, так как они постепенно становятся бесперспективными.
На этом фоне сложно спорить с тем, что именно переход на электрические автомобили в автоспорте позволит избавиться от минусов конструкции, которые надо обходить, если машина строится вокруг ДВС.
В первую очередь, это касается веса. Двигатель внутреннего сгорания легче батарей, но к нему прилагается коробка передач и бак топлива весом около 100-140 кг. В итоге, даже с учетом применения передовых легких материалов, мы получаем вес, примерно равный весу батарей электромобиля. Вот только даже оппозитный двигатель сильно поднимает центр тяжести автомобиля. Батареи можно расположить плоско по днищу и тем самым решить эту проблему.
Вторым моментом является диффузор. Например, у Nio EP9 он идет под всем днищем. Возможно, это благодаря все тому же отсутствию ДВС, который должен быть посередине относительно поперечной оси автомобиля.
Ну, и конечно, не стоит забывать об электродвигателях, которые можно расположить на каждом колесе без необходимости установки дополнительный механизмов и валов от двигателя.
Все это позволяет сделать машину более быстрой. Например, в Nio EP9 есть даже поддержки для головы, чтобы хоть немного разгрузить шею пилота. Проблема в том, что большая простота электромобиля снижает влияние творческого подхода инженеров к решению задач компоновки внутренних элементов автомобиля. А ведь он тоже делает автоспорт более интересным.
Когда команда должна придумать, как создать хорошую машину, спорт становится действительно командным соревнованием, не переходя исключительно в соревнование пилотов. В этом тоже есть свои минусы, вроде доминирования одного из конструкторов, но на этот счет у меня есть отдельное мнение, не касающееся материалов, изложенных в данной статье.
Будущее электромобилей
В итоге мы видим уже не просто знаки, а конкретные признаки того, что автомобильная промышленность сильно меняется. Когда появились гибридные автомобили я не разделал восторга по поводу них. Мне казалось, что это ненужное в обычной жизни усложнение конструкции, которое потребует только больше усилий для преодоления трудностей, с которыми может столкнуться пользователь. Примером могут быть поломки, аварии и многое другое.
Теперь, когда мы уже занесли ногу, чтобы сесть за руль электромобиля, действительно понятно, что они не станут тупиковой ветвью эволюции автопрома, а действительно будут будущим. Примеры, вроде Porsche Taycan, Nio EP9 и многих других, не говоря уже о Tesla, являются лишним тому доказательством. Да что там говорить, Volkswagen уже даже представил универсальную платформу для создания этого вида транспорта.
Как говорится, ждать осталось не долго. Посмотрим, как будут развиваться события. Пока наблюдать за этим интересно. Вот только автоспорт не трогайте! По крайней мере, пока…